Региональная инновационная площадка

Методическая мастерская >>>

 Управление образование администрации г. Ковров

ПРОГРАММА

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

образовательного учреждения

МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Ковров

по теме

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОТИВИРУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Разработчик программы:

Щурилова Эльвира Вадимовна,директор

МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Ковров

Контактный телефон: 8-(49232) — 2-10-63

Научный руководитель:

Шумилина Татьяна Олеговна, канд. пед. наук, доцент

зав. кафедрой теории и методики воспитания ВИРО

 

2016 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

I Введение 3
1.1 Актуальность Программы 3
1.2 Цель и задачи Программы 4
1.3 Ведущая инновационная идея Программы

 

5
II Концептуальные основы организации РИП 5
2.1 Методологическая основа инновационной деятельности 6
2.2 Принципы реализации Программы

 

6
III Реализация инновационной Программы 8
3.1 Механизм реализации инновационной Программы 8
3.2 Прогнозирование ожидаемых результатов 11
3.3 Средства контроля и обеспечения достоверности результатов 11
3.4 Сроки и этапы реализации Программы 12
3.5 Условия проведения 12
3.6 Возможности представления результатов региональной инновационной работы

 

13
IV Календарный план реализации Программы

 

13
V Участники инновационной Программы и их функциональные обязанности

 

18
VI Информационная справка об учреждении 20

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.1.         Актуальность Программы

В качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века. Буйлова Л. Н.

Ведущая роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям системы дополнительного образования детей, которое по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.

Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Концепция развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от о4 сентября 2014 г. № 1726-р) в качестве ключевой выдвигает задачу проектирования мотивирующих образовательных сред как необходимого условия «социальной ситуации развития» подрастающих поколений.

В связи с этим на первый план в деятельности учреждения дополнительного образования детей выдвигаются идеи создания особого рода образовательной среды, обладающей мощным мотивационным потенциалом для развития личности всех участников образовательного процесса.

Создание мотивирующей среды системы дополнительного образования означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования.

В качестве рабочего определения, под мотивирующей образовательной средой понимается среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов (материальных, организационных, психологических, педагогических, технологических), определяющих высокую мотивацию (систему внутренних побуждений к действию) всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, администрации, родителей, социальных партнеров УДОД), обеспечивающую повышение качества образования [school318.spb.ru].

Мотивирующая образовательная среда выступает необходимым условием создания социальной ситуации развития подрастающих поколений. Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским.

Социальная ситуация развитиякак единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет:

1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев);

2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия.

Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание личностного развития в данном возрасте.

Таким образом, актуальность Программы вытекает из необходимости разрешения противоречия между:

  • растущим интересом исследователей к понятию образовательной среды и отсутствием чёткой дефиниции категорий «мотивирующая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей» и «образовательная среда детского объединения»;
  • потенциальными возможностями среды учреждений дополнительного образования детей для проведения целенаправленной работы по формированию образовательной мотивации у детей и отсутствием единой теоретической концепции такого формирования, неподготовленностью педагогических кадров к работе в этом направлении;
  • объективной необходимостью мотивации к образованию в течение всей жизни человека и отсутствием представлений об организационно-педагогических условиях деятельности учреждения дополнительного образовательного детей по развитию мотивации к непрерывному образованию.

С учетом этих и других противоречий нами сделан выбор темы: «Проектирование мотивирующих образовательных сред в системе дополнительного образования как необходимое условие создания социальной ситуации развития подрастающего поколения».

 

 

1.2.         Цель и задачи Программы

Цель Программы: проектирование модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей, способствующей созданию социальной ситуации развития подрастающего поколения в детских объединениях различной направленности.

Задачи Программы:

  1. Раскрыть концептуальные основы и определить специфику процесса формирования мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей.
  2. Выявить и описать совокупность компонентов образовательной среды и их содержание в детских объединениях различной направленности.
  3. Разработать научно-методическое обеспечение построения модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей.
  4. Разработать критериальный аппарат, необходимый для осуществления мониторинга качества мотивирующих образовательных сред в системе дополнительного образования детей.
  5. Подготовить методические рекомендации по социализации детей в условиях мотивирующих образовательных сред детских объединений различной направленности.

 

1.3.         Инновационная идея Программы

Проектирование мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности как необходимое условие создания социальной ситуации развития подрастающего поколениябудет более эффективным, если:

  • разработана и реализуется модель образовательной среды учреждения дополнительного образования детей, способствующая мотивации детей к образованию в течение всей жизни;
  • выявлены организационно — педагогические условия ее успешной реализации;
  • разработан критериальный аппарат, необходимый для мониторинга качества мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности и уровня социализированности выпускников;
  • обеспечивается развитие профессиональной компетентности педагогов в области создания мотивирующей образовательной среды за счет использования интерактивных форм повышения квалификации.

 

 

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

 

2.1. Методологическая основа инновационной деятельности

Сегодня интерес к феномену образовательной среды обосновывается изменениями социальной среды и внедрением системы личностно-ориентированного образования. Образовательная среда является одним из ведущих факторов развития личности, предоставляет возможность молодежи идентифицировать себя в социуме, удовлетворить собственные потребности в обучении, воспринимать образование как личностную ценность. [Шапран Ю. П., Шапран О. И. Образовательная среда: типология, функции, структура // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 881-885.]

Существуют разные взгляды на то, что означает понятие «образовательная среда».

Сущность, содержание образовательной среды и связанных с ней понятий раскрываются в работах российских учёных Г.С. Батищева, Е.В. Бондаревской, В.Г. Бочаровой, Л.П. Буевой, В.Н. Гурова, И.С. Кона, Ю.С.Мануйлова, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Л.Я. Рубиной, В.И. Слободчикова.

Средовой подход в воспитании и образовании нашел отражение в трудах Л.И. Новиковой, Г.П. Щедровицкого, Н.Л. Селивановой, Д.И. Фельдштейна, Л.В. Мардахаева, A.B. Гаврилина, И.В. Кулешовой, С.Д. Полякова, A.A. Бодалева, Ю.С. Мануйлова, С.Д. Дерябо, В.Д. Семенова, Н.Е. Щурковой и др.

Развитие средового подхода в образовательных сферах, актуализации понятия посвятили свои работы И.А. Зимняя, Г.А. Ковалев, E.H. Бережнова, Э.Д. Днепров, А.Б. Орлов, В.И. Панов, В.В. Рубцов, Е.А. Климов, C.B. Тарасов, Д.Б. Эльконин, В.А. Левин, К. Левин, К. Роджерс и др.

Таким образом, образовательная среда — это культурно-образовательное пространство, развивающаяся целостность, структурные элементы, которой используются субъектами образовательного процесса для освоения и трансляции гуманистических ценностей.

В современных исследованиях рассматриваются различные виды сред и выполняемые ими функции: информационная, адаптивная, здоровьесберегающая, экологическая, воспитательная, культуросообразная, эстетическая, развивающая среда и др.

Одним из видов является мотивирующая образовательная среда, обладающая комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию всех субъектов образовательного процесса, обеспечивающую повышение качества образования. Л.С. Выготский резко возражал против позиции, характеризующей среду как внешнюю по отношению к ребенку совокупность объективных, существующих и влияющих на него самим фактом своего существования условий.

Дальнейшее развитие идеи Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития как источнике развития и представлений о ее структуре в отечественной психологии в культурно-историческом подходе получили в работах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, М.И. Лисиной, В.В. Давыдова, Д.И. Фельдштейна, Л.Ф. Обуховой, А.В. Петровского и др.

Развивающей направленности образовательной среды и условиям ее конструирования посвящены работы Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, В.В. Давыдова, Г.А. Ковалева, Ю.С.Мануйлова, В.А. Сластенина, В.Я. Ясвина.

В.А. Ясвин трактует среду образования, как систему влияний и условий формирования личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Для анализа образовательной среды он предлагает рассматривать ее в следующей структуре: субъекты образовательного процесса; социальный компонент, пространственно-предметный компонент, психодидактический компонент. Интегративным критерием качества образовательной среды он называет способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития.

Образовательная среда должна проектироваться таким образом, чтобы задать ценностно-смысловое поле социально-позитивной деятельности, направленной на реализацию сложных социокультурных потребностей человека, прежде всего в области самоактуализации и самореализации. В рамках мотивирующей образовательной среды обучающимся должен предлагаться максимально широкий спектр возможных направлений деятельности, через которых могли бы быть удовлетворены максимально разнообразные их потребности.

На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. В дошкольном возрасте — игровые сюжетные формы, в начальной школе — учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте — формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе — профессиональное самоопределение и рождение зрелости [http://asmolovpsy.ru].

Социальная ситуация развития выступает как система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью, как исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Глубокий теоретический и экспериментальный анализ динамики преобразования социальной ситуации развития в период возрастных кризисов был осуществлен в работах К.Н. Поливановой.

Изучение динамической структуры социальной ситуации развития позволяет уточнить условия развития ребенка, осуществить профилактику и прицельную коррекцию его развития, повысить уровень жизнестойкости (социализированности) детей.

В связи с этим, мотивирующая образовательная среда системы дополнительного образования является необходимым условием создания социальной ситуации развития подрастающего поколения в детских объединениях различной направленности.

Освоение новой социальной ситуации развития включает принятие ребенком новой социальной позиции и овладение соответствующей системой знаний и способностей. Успешность процесса освоения определяется готовностью социального окружения ребенка к перестройке форм сотрудничества с учетом индивидуально-личностных особенностей ребенка.

 

2.1. Принципы реализации Программы

Принцип открытости образовательной среды.Открытость образовательной организации проявляется во взаимосвязи ее с окружающей средой. В силу этого взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с другими системами, которые являются также открытыми, создает особое «поле воздействия», в котором находится как ребенок, так и другие участники образовательного процесса.

Принцип сочетания инновационности и стабильности. Он определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы учреждения дополнительного образования детей. Вместе с тем эффективно работающие компоненты образовательной системы должны быть стабилизированы.

Принцип свободы выбора.Он определяет целенаправленную деятельность педагогического коллектива по оказанию поддержки детям в овладении ими умениями действовать в условиях свободы и делать правильный осознанный выбор.

Принцип гуманностипредполагает: создание в учреждения дополнительного образования детей атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности.

Принцип педагогической поддержки. Педагогическая поддержка рассматривается как особая сфера деятельности, направленная на самоопределение ребенка как личности.

Принцип личностного подходазаключается в приоритете личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; субъективности образовательного процесса, ориентации на внутреннюю мотивацию обучения.

 

III.           РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

 

3.1. Механизм реализации инновационной Программы

Механизм реализации инновационной программы предполагает исполнение перечня средообразующих действий, обеспечивающих проектирование мотивирующей образовательной среды учреждения дополнительного образования детей.

Модель мотивирующей образовательной среды учреждения дополнительного образования детей включает в себя ценностно-целевой, пространственно-предметный, психо-дидактический и личностно-смысловой компоненты.

 

Ценностно-целевой компонент отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные ориентиры его деятельности
Векторы изменений
1. Принятие миссии учреждения дополнительного образования детей — воспитание и обучение мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становления гражданского самосознания, преодоления пассивности и социальной апатии
2. Обновление целевых ориентиров в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р):

·      обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

·      расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере дополнительного образования;

·      развитие инновационного потенциала учреждения дополнительного образования детей.

3. Выстраивание образовательной деятельности на основе ценностных ориентиров, заложенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России (Таблица 1. Ценностные ориентиры деятельности МБОУ ДО «Дом детского творчества»):

·           патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

·           социальная солидарность— свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

·           гражданственность— служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

·           семья— любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

·           труд и творчество— уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

·           наука— ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

·           традиционные российские религии —представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

·           искусство и литература— красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

·           природа— эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

·           человечество— мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

4. Ежегодный конкурс «Я ©ДДТ».

 

Пространственно-предметный компонент включает архитектурно — эстетическую организацию пространства и символическое пространство учреждения дополнительного образования детей
Векторы изменений
1. Создание комфортных и безопасных условий для организации образовательного процесса в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14.
2. Обновление и совершенствование материально-технической базы учреждения дополнительного образования детей для расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья).
3. Развитие корпоративных символов (эмблема) и атрибутики (девиз, гимн, форма) учреждения дополнительного образования детей и детских объединений различной направленности.
4. Ежегодный конкурс «ДОМ, который построим МЫ».

 

Психо-дидактический компонент предполагает обновление содержания образовательного процесса, перечня реализуемых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, осваиваемые обучающимся способы деятельности, особенности организации образовательного процесса
Векторы изменений

Таблица 2. Технологическая карта инновационного пространства

МБОУ ДО «Дом детского творчества»

1. Обновление содержания образовательной деятельности в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
2. Разработка и обновление программно-методического обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008.
3. Внедрение новых образовательных технологий, способствующих мотивации детей к развитию, в том числе с использованием возможностей социальных партнеров.
4. Ежегодный фестиваль педагогических идей «Мотивационная среда дополнительного образования: от качества образования к качеству жизни»

 

Личностно-смысловойкомпонент интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной деятельности; удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями
Векторы изменений
1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования через внедрение корпоративных форм повышения квалификации (педагогические советы, методические семинары, методические мастерские, обобщение опыта и др.).
2. Повышение уровня социализированности выпускников детских объединений различной направленности.
3. Повышение уровня мотивации участников образовательного процесса к самосовершенствованию и обучению в течении всей жизни.
4. Повышение уровня удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельностью в учреждении дополнительного образования детей.

 

 

 

Таблица 1

Ценностные ориентиры деятельности МБОУ ДО «Дом детского творчества»

 

 

Художественное направление

 

1.             Образцовый ансамбль бального танца «Синтез»

2.             Фольклорная студия «Забавушка»

3.             Хореографический ансамбль «Росиночки»

4.             Вокальная группа «Звонкие»

5.             Изостудия «Разноцветный мир»

6.             Театральное объединение «Своя радуга»

7.             Сольное пение

8.             Восточные танцы

9.             Сценическая речь

10.         Азбука танца

11.         Ритмика

12.         Глиняная игрушка

13.         Народная кукла

14.         Волшебные лоскутки

15.         Художественная керамика

16.         Бумажная пластика

17.         Хозяюшка

18.         Кукольный театр «Теремок»

19.         Арт-дизайн

20.         Изостудия «Художественный класс»

21.         Театральные игры

22.         Изостудия«Художественная мастерская»

Социально-педагогическое направление

 

1.             Объединение социальной поддержки детей с ограниченными возможностями «Надежда»

2.             Зебра

 

 

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

 

•        Патриотизм

•        Социальная солидарность

•        Гражданственность

•        Семья

•        Здоровье

•        Труд и творчество

•        Наука

•        Традиционные религии России

•        Искусство и литература

•        Природа

•        Человечество

 

 

Физкультурно-спортивное направление

1.  Шахматы

2.  Русские шашки

3. Единоборства и самооборона

4. Детская йога

 

Техническое направление

 

1.        Детская видеостудия

2.        Фото

 

Туристско-краеведческое направление

 

1.        Юный краевед

 

 

 

Таблица 2

Технологическая карта инновационного пространства МБОУ ДО «Дом детского творчества»

 

№ п/п Название инновации Участники инновации Цель Организация

обеспечения

Прогнозируемый результат Область применения
1. Интернет и социальные сети в обучении Объединение «Шахматы» Развитие социокультурной среды Наличие необходимой ITбазы Повышение качества предоставляемых дополнительных образовательных услуг Формы и методы обучения
Компетентность педагогов
2. Образовательный туризм

как средство выработки норм совместной деятельности,

мотивации к творчеству и

патриотизму

Объединение «Юный краевед» Историческая преемственность поколений, сохранение, трансляция и развитие национальной культуры, образовательная мобильность Налаженная контактная связь с объектами туризма Повышение уровня поликультурного образования. Формирование умений самообразования Содержание образования
Объединение «Глиняная игрушка» Наличие методиста по туристическо-краеведческой деятельности
3. Инклюзивное образование

в УДОД

Объединение «Надежда» Включение детей с ОВЗ к получению дополнительного образования и создания условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения

детьми

Наличие необходимых МТБ для реализации дистанционного обучения Включение детей в социокультурное пространство Технология
Сетевое взаимодействие

в социуме

Готовность

педагогов к работе с детьми с ОВЗ

4. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС Учащиеся 1-8 классов школ № 1, 2, 4, 18, 24 г. Ковров Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на

основе свободного выбора

Наличие апробированных программ Единство и целостность партнерских отношений субъектов социума Содержание образова-тельного процесса
Наличие необходимой МТБ
Подготовка педагогических кадров
5. Детско-взрослые сообщества как альтернативная форма семейного воспитания Объединение «Йога» Создание условий для добровольной совместной деятельности, которая интересна всем.

Вовлечение родителей в образовательный процесс

Новый подход к комплектованию учебного плана Осознание ребенком

себя самого в сообществе равных

Технологии, формы и методы содержания образования
Фольклорная студия «Забавушка»
Образцовый ансамбль бального танца «Синтез» Профессиональная готовность педагога к работе в подобранном сообществе
Объединение «Сольное пение»
6. Обновление содержанияпрограмм дополнительного

образования на основе применения культурологического подхода (декоративно-прикладное творчество)

Объединение «Анимация песком»

 

Максимальное удовлетворение образовательных потребностей населения Наличие необходимого программно-методического

обеспечения

Повышение конкурентоспособности учреждения в городе Содержание образова-тельного процесса
Объединение «Художествен-ная керамика» Наличие необходимой МТБ
Наличие подготовленных

кадров

 

7 Конкурс «Лучший из лучших» как новая форма работы с одаренными детьми Все объединения ДДТ Создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, повышения их статуса в детском коллективе Комплексная программа «Одаренные дети ДДТ» Повышение мотивации к познанию и творчеству. Развитие коммуникативных возможностей Технологии.

Содержание образова-тельного процесса

8 Квест-игра как форма активной познавательной деятельности Все учащиеся ДДТ и учащиеся школ города (по заявкам) Формирование морально- волевых, творческих качеств в ходе непродуктивной деятельности Наличие необходимого кадрового потенциала (педагог- организатор, методист) для разработки маршрутов Сплочение детского коллектива, развитие креативности Технологии, формы и методы

 

 

3.2. Прогнозирование ожидаемых результатов

В ходе реализации Программы будет:

1)                конкретизирована сущностно-содержательная характеристика понятия «мотивирующая образовательная среда» и выявлена специфика процесса ее организации в учреждении дополнительного образования детей;

2)                разработана структура образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, дающая представление о целостности, последовательности и специфичности процесса функционирования мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности;

3)                обосновано содержание, формы и методы, необходимые и достаточные для успешного создания социальной ситуации развития подрастающего поколения;

4)                раскрыта и обоснована возможности взаимодействия субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогического коллектива учреждения дополнительного образования детей и родительского коллектива в процессе формирования мотивирующей образовательной среды;

5)                подобран диагностический инструментарий для мониторинга качества мотивирующих образовательных сред и уровня социализированности выпускников детских объединений различной направленности.

 

3.3.         Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

Достоверность результатов инновационной работы обеспечивается комплексом контролирующих и диагностирующих мероприятий, позволяющих фиксировать динамику развития образовательного и воспитательного процесса, степень соответствия прогнозируемых и фактических результатов, достижение поставленных цели и задач, в том числе следующих:

  1. Мониторинг динамики изменений в характере образовательного процесса и уровня развития обучающихся.
  2. Мониторинг роста профессиональной компетентности педагогического коллектива в условиях реализации инновационного опыта.
  3. Мониторинг степени удовлетворенности обучающихся и родителей особенностями образовательного пространства учреждения дополнительного образования детей, способствующего формированию мотивирующей образовательной среды.

Эффективность контроля за результатами инновационной работы опирается на систему аналитико — диагностических методик, определяющих промежуточные и итоговые результаты: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, собеседование, статистическая обработка результатов, сопоставительный анализ результатов и т.д.

В ходе реализации Программы ежегодно будет осуществляться контроль качества мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности. Критериями качества образовательной среды являются критерий осознания образовательной среды, критерий обобщенности образовательной среды, критерий когерентности образовательной среды, критерий доминантности образовательной среды, критерий сплоченности субъектов образовательного процесса, критерий ресурсного потенциала учреждения дополнительного образования детей, критерий программно-методического обеспечения образовательного процесса (Таблица 3).

Таблица 3

Критерии качества образовательной среды

Критерий качества Показатели
1 Критерий осознания образовательной среды уровень знаний об образовательном учреждении; символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, детей, родителей
2 Критерий обобщенности образовательной среды командное взаимодействие; создание концепции развития образовательного учреждения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность учащихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей
3 Критерий когерентности образовательной среды преемственность с другими образовательными учреждениями; широкая социальная интеграция
4 Критерий доминантности образовательной среды показатель значимости учреждения для педагогов, учащихся, родителей
5 Критерий сплоченности субъектов образовательного процесса индекс групповой сплоченности
6 Критерий ресурсного потенциала возможности учреждения по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей учащихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические
7 Критерий программно-методического обеспечения образовательного процесса реализация разнообразных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, степень освоения педагогами современных образовательных технологий

Диагностическое сопровождение инновационной деятельности по личностно-смысловому компоненту модели мотивирующей образовательной среды УДОД будет осуществляться с помощью следующих методик (Таблица 4):

Таблица 4

Методики оценки социализированности личности

Аспект изучения Показатели Методики, способы изучения
Уровень воспитанности Овладение когнитивными навыками Диагностика личного роста (П.В. Степанов, И.В. Кулешов, Д.В. Григорьев)
Развитие позитивного отношения к природе, культуре
Уровень усвоения морально-нравственных понятий
Социальная адаптация Усвоение социальных ролей Опросник Н. Е. Щурковой «Мои социальные роли»
Психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач Методика «Изучения уровня социализированности личности обучающегося (М.И. Рожков)
Мотивация деятельности и поведения
Уровень развития коллективов Уровень развития коммуникативных качеств Методика развития коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)
Способность к работе в коллективе Наблюдение

Результаты изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения будут определяться по методике, разработанной Е.Н.Степановым.

 

3.4. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2016 — 2021 гг.

Этапы реализации Программы:

Первый этап (сентябрь – декабрь 2016 г.) – теоретический – изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике, анализ имеющегося опыта проектирования мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности. На этом этапе будет осуществляться сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции Программы, определение уровня разработки проблемы, анализ нормативных документы, определение исходных позиций инновационной деятельности, её основных параметров.

Второй этап (январь 2017 г. – декабрь 2020 г.) – основной – проектирование, структурирование и практическая реализация модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей, способствующей созданию социальной ситуации развития подрастающего поколения в детских объединениях различной направленности. Выявление особенностей процесса, определение критериев, уровней и показателей его динамики в ходе образовательной и воспитательной деятельности.

Третий этап (январь – июнь 2021 г.) – аналитико-обобщающий – анализ, систематизация и обобщение результатов деятельности учреждения дополнительного образования детейпо Программе. Обоснование методических и практических рекомендаций по совершенствованию процесса формирования мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности.

 

3.5. Условия проведения инновационной работы

  1. Наличие Программы инновационной деятельности, в которой представлены цель и задачи, исходные теоретические положения, методы, этапы работы и прогнозируемые результаты работы по каждому этапу.
  2. Наличие нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в образовательной организации.
  3. Наличие кадрового, материально-технического и научного обеспечения реализации Программы.
  4. Наличие научной, психолого-педагогической и методической литературы, обеспечивающей Программу.
  5. Обеспечение апробации модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей, способствующей созданию социальной ситуации развития подрастающего поколения в детских объединениях различной направленностис целью анализа достоверности результатов инновационной деятельности.

 

3.6.Возможности предоставления результатов региональной инновационной работы

 

Материалы, наработанные в ходе инновационной деятельности могут быть представлены как педагогической, так и широкой общественности через:

1)           публикации в средствах массовой информации и специальных педагогических изданиях;

2)           подготовку и издание методических пособий, обобщенного практического опыта по теме РИП;

3)           организацию и участие в работе семинаров и открытых мероприятий по теме РИП;

4)           проведение педагогических мастерских, практикумов в реальном и виртуальном форматах с использованием Интернет ресурсов.

 

 

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Содержание деятельности Сроки Результат Ответственный
I этап – сентябрь – декабрь 2016 г. – подготовительный этап
Изучение мотивации и готовности педагогического коллектива к участию в инновационной деятельности. Обработка результатов обследования. сентябрь 2016 г. Выявленные показатели готовности коллектива и степень мотивации к участию в новом виде деятельности директор,

зам директора

Педагогический совет по теме «Проектирование мотивирующих образовательных сред в детских объединениях различной направленности как необходимое условие создания социальной ситуации развития подрастающего поколения» октябрь 2016 г. Подготовка коллектива к реализации инновационной программы директор,

зам директора, методисты

Создание рабочей группы педагогов для реализации программных мероприятий октябрь 2016 г. Наличие сформированной рабочей группы зам директора, методисты
Заседание рабочей группы по актуальным вопросам разра-ботки тактического плана реализации инновационной деятельности октябрь

2016 г.

Наличие тактического плана работы коллектива научный руководитель
Методический семинар «Мотивирующая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей: от теории к практике формирования» ноябрь 2016 г. Конкретизирована сущностно — содержательная характеристика понятия «мотивирующая образовательная среда учреждения дополнительного образования детей» зам директора,

методисты,

научный руководитель

Диагностика обучающихся и родителей для определения базового уровня удовлетворенности образовательным процессом в ДДТ декабрь

2016 г.

Аналитическая справка зам директора
Заседание рабочей группы декабрь

2016 г.

План работы на 2017 год по теме РИП научный руководитель
II этап – январь 2017 г.– декабрь 2020 г. – основной этап
II полугодие 2016 — 2017 учебного года
Педагогический совет «Ценностно-целевой компонентмодели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей» январь

2017 г.

Модель мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей: ценностно-целевой компонент зам директора
Методические рекомендации по реализации ценностно-целевого компонента модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей
Конкурс — презентация «Я © ДДТ» для обучающихся февраль

2017 г.

Положение о конкурсе — презентации зам директора,

педагог-организатор

Программа конкурсного мероприятия
Методическая мастерская «Формирование системы базовых национальных ценностей у обучающихся при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» март

2017 г.

Методическая копилка занятий, способствующих формированию системы базовых национальных ценностей у обучающихся зам директора,

методисты

Проведение общего родительского собрания «Дополнительное образование детей: объединение усилий семьи и Дома детского творчества в решении вопросов создания социальной ситуации развития подрастающего поколения» апрель

2017 г.

Методические рекомендации в помощь родителям зам директора,

методисты

Фестиваль социальной рекламы «Страхование настоящих ценностей» май

2017 г.

Методическая копилка методисты
Мониторинг степени удовлетворенности родителей и обучающихся особенностями образовательного пространства ДДТ апрель -май

2017 г.

Программа мониторинга научный руководитель
Методическая копилка диагностических материалов по теме РИП
Работа над научно – методическими статьями по теме РИП в течение года Публикации по теме РИП научный руководитель
Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях по теме РИП в течение года Выступления, презентации по теме РИП научный руководитель
Заседание рабочей группы июнь

2017 г.

План работы на 2017 — 2018 уч. год по теме РИП научный руководитель
2017 — 2018 учебный год
Педагогический совет «Пространственно-предметный компонент модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей» октябрь

2017 г.

Модель мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей: пространственно-предметный компонент зам директора
Методические рекомендации по реализации пространственно-предметного компонента модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей
Конкурс «ДОМ, который построим МЫ» для обучающихся ноябрь

2017 г.

Положение о конкурсе — презентации зам директора,

педагог-организатор

Программа конкурсного мероприятия
Методический семинар «Корпоративная культура: внешняя оболочка или объединяющий фактор ДДТ?» декабрь

2017 г.

Методические рекомендации по развитию корпоративной культуры в УДОД научный руководитель
Педагогический совет «Психо-дидактический компонент модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей» февраль

2018 г.

Модель мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей: психо-дидактический компонент зам директора
Методические рекомендации по реализации психо-дидактического компонента модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей
Методический семинар «Современные требования к разработке программы дополнительного образования детей» март

2018 г.

Методические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы зам директора,

методисты

Сборник дополнительных общеобразователь-ных общеразвивающих программ
Квест-игра «Экологический калейдоскоп» (к Году охраны окружающей среды в Российской Федерации) для обучающихся апрель 2018 г. Методическая копилка заданий зам директора,

педагог-организатор

Проведение общего родительского собрания «Детско-взрослые сообщества как альтернативная форма семейного воспитания» апрель 2018 г. Методические рекомендации в помощь родителям зам директора,

методисты

Мониторинг степени удовлетворенности родителей и учащихся особенностями образовательного пространства ДДТ апрель -май

2018 г.

Программа мониторинга научный руководитель
Методическая копилка диагностических материалов по теме РИП
Работа над научно – методическими статьями по теме РИП в течение года Публикации по теме РИП научный руководитель
Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях по теме РИП в течение года Выступления, презентации по теме РИП научный руководитель
Заседание рабочей группы июнь

2018 г.

План работы на 2018 — 2019 уч. год по теме РИП научный руководитель
2018 — 2019 учебный год
Педагогический совет «Роль современных воспитательных технологий в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» сентябрь

2018 г.

Модульная база данных современных воспитательных технологий по теме РИП зам директора
Социальный проект «Дети — детям» для обучающихся октябрь

2018 г.

Методическая копилка зам директора,

методисты

Тематическая декада открытых занятий ноябрь

2018 г.

Методическая копилка конспектов открытых занятий зам директора,

методисты

Методический семинар «Интернет и социальные сети в обучении» декабрь

2018 г.

Методические рекомендации по использованию Интернет и социальных сетей в дополнительном образовании детей зам директора,

методисты

Педагогический совет «Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: объединение усилий школы и Дома детского творчества в решении вопросов создания социальной ситуации развития подрастающего поколения» февраль

2019 г.

Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности зам директора,

методисты

Сборник программ внеурочной деятельности
Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать!» для обучающихся март

2019 г.

Положение о проведении интеллектуального лабиринта зам директора,

педагог-организатор

Методическая копилка конкурсных заданий
Методическая мастерская «Профориентация и профессиональное самоопределение обучающихся в системе дополнительного образования детей» апрель 2019 г. Социальный проект «Путешествие по календарю профессиональных праздников» зам директора,

методисты

Проведение общего родительского собрания «Формы совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся» апрель 2019 г. Методические рекомендации в помощь родителям зам директора,

методисты

Мониторинг степени удовлетворенности родителей и учащихся особенностями образовательного пространства ДДТ апрель -май

2019 г.

Программа мониторинга научный руководитель
Методическая копилка диагностических материалов по теме РИП
Работа над научно – методическими статьями по теме РИП в течение года Публикации по теме РИП научный руководитель
Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях по теме РИП в течение года Выступления, презентации по теме РИП научный руководитель
Заседание рабочей группы июнь

2018 г.

План работы на 2019 — 2020 уч. год по теме РИП научный руководитель
2019 — 2020 учебный год
Педагогический совет «Психология детства в дополнительном образовании: от теории к практике» сентябрь

2019 г.

Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования и родителям зам директора
Социальный проект «Быть здоровым — это здорово!» для обучающихся октябрь

2019 г.

Методическая копилка методисты
Методический семинар «Инклюзивное образование в учреждении дополнительного образования детей: мы разные, но мы вместе» ноябрь

2019 г.

Сборник программ дополнительного образования детей с ОВЗ зам директора,

методисты

Коллективное творческое дело «Союз сердец и радости общения» для обучающихся декабрь

2019 г.

Методическая копилка педагог-организатор
Обобщение опыта педагогов по теме РИП и подготовка материалов в региональный банк педагогического опыта январь-апрель 2020 г. Обобщенный опыт педагогов в модульной технологии ВИРО научный руководитель
Размещение опыта педагогов на сайте ВИРО в разделе «Педагогический опыт»
Педагогический совет «Социальное партнёрство: новые подходы к решению проблемы создания социальной ситуации развития подрастающего поколения» февраль

2020 г.

Модель социального партнёрства директор,

зам директора

Марафон добрых дел «Доброта спасёт мир» для обучающихся март

2020 г.

Методическая копилка педагог-организатор
Методическая мастерская «Диагностика и мониторинг в детском объединении» апрель

2020 г.

Методические рекомендации по оценке качества дополнительного образования в детских объединениях различной направленности зам директора,

методисты

Проведение общего родительского собрания «Традиции семьи: воспитательный аспект совместных видов деятельности» апрель 2020 г. Методические рекомендации в помощь родителям зам директора,

методисты

Мониторинг степени удовлетворенности родителей и учащихся особенностями образовательного пространства ДДТ апрель -май

2020 г.

Программа мониторинга научный руководитель
Методическая копилка диагностических материалов по теме РИП
Работа над научно – методическими статьями по теме РИП в течение года Публикации по теме РИП научный руководитель
Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях по теме РИП в течение года Выступления, презентации по теме РИП научный руководитель
Заседание рабочей группы июнь

2020 г.

План работы на 2020 — 2021 уч. год по теме РИП научный руководитель
2020 — 2021 учебный год
Обобщение опыта педагогов по теме РИП и подготовка материалов в региональный банк педагогического опыта сентябрь — декабрь 2020 г. Обобщенный опыт педагогов в модульной технологии ВИРО научный руководитель
Размещение опыта педагогов на сайте ВИРО в разделе «Педагогический опыт»
Педагогический совет «Личностно-смысловой компонент модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей» октябрь

2020 г.

Модель мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей: личностно-смысловой компонент зам директора
Методические рекомендации по реализации личностно-смыслового компонента модели мотивационно ориентированной образовательной среды учреждения дополнительного образования детей
Конкурс «Автопортрет в оптимистичном интерьере» для обучающихся ноябрь

2020 г.

Положение о конкурсе педагог-организатор
Методическая копилка конкурсных заданий
Методическая мастерская «Роль личности педагога дополнительного образования в формировании мотивирующей образовательной среды» декабрь

2020 г.

Методические рекомендации педагогам по организации образовательного пространства ДДТ зам директора
Конкурс «Две звезды» для обучающихся, родителей и педагогов дополнительного образования февраль

2021 г.

Положение о конкурсе педагог-организатор
Методическая копилка конкурсных заданий
Подготовка методической выставки по теме РИП март

2021 г.

Выставка методической продукции, подготовленной педагогами в рамках реализации Программы научный руководитель
Проведение областной научно-практической конференции «Организационно-педагогические условия формирования системы базовых национальных ценностей у современных учащихся» апрель

2021 г.

Сборник статей участников научно-практической конференции директор,

научный руководитель

Мониторинг критериальных показателей по теме РИП апрель -май

2021 г.

Методическая копилка диагностических материалов по теме РИП научный руководитель
Работа над научно – методическими статьями по теме РИП в течение года Публикации по теме РИП научный руководитель
Участие в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях по теме РИП в течение года Выступления, презентации по теме РИП научный руководитель
Обобщение, оформление результатов инновационного опыта май

2021 г.

Отчет, представляющий результат инновационной работы научный руководитель
Педагогический совет «Итоги работы педагогического коллектива по теме «Организационно-педагогические условия формирования системы базовых национальных ценностей у современных учащихся» май

2021 г.

Аналитический отчет научный руководитель
Представление итогов работы по теме РИП на заседании областного инновационного совета май

2021 г.

Комплект методических материалов по теме РИП директор,

научный руководитель

 

Итоговые документы по реализации Программы

 

 

  1. УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ

И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

 

Общее руководство инновационной деятельностью образовательной организации осуществляет педагогический совет.

 

Должность Функциональные обязанности
Директор создание пакета нормативных документов для реализации Программы
создание организационных, материально – технических и психологических условий для осуществления инновационной деятельности
использование системы поощрения и стимулирования участников инновационной деятельности
Научный

руководитель

определение стратегии и тактики инновационной деятельности
проведение методических семинаров, методических мастерских, педсоветов и индивидуальных консультаций
экспертиза материалов, подготовленных другими участниками проекта
курирование (совместно с заместителем директора) успешности реализации программных мероприятий
подготовка диагностических материалов и проведение мониторинга
написание и публикация научно методических материалов по итогам инновационного опыта (совместно с администрацией УДОД)
обобщение, систематизация, научное осмысление результатов работы РИП
подготовка отчетов о ходе и итогах инновационной работы (совместно с администрацией УДОД)
Заместитель

директора, методисты

создание информационно – методической среды для РИП
организация научно – методической работы в рамках инновационной площадки
организация участия педагогов и обучающихся УДОД в программных мероприятиях
организация педагогических мастерских, семинаров, педагогических советов по теме РИП
выход и привлечение к сотрудничеству внешних партнеров (представителей различных социальных институтов) для реализации замысла РИП
проведение мониторинга результативности инновационной работы в ОУ
подготовка методических пособий, обобщенного практического опыта по теме РИП (совместно с научным руководителем)
Педагоги дополнительного образования детей освоение и внедрение инновационных идей в УВП
разработка дидактического обеспечения организации образовательного процесса по Программе
диагностика (совместно с администрацией) обучающихся и родителей по темп РИП
активное участие в мероприятиях по Программе
разработка (под редакцией научного руководителя) методических материалов (планов, программ и др.)

 

  1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

о МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Ковров

Учреждение имеет богатую историю, которая началась в 1930 г. 6 ноября 1930 г.был открыт Клуб рабочих металлистов (ДК им. Дегтярева), а старый клуб (им. Воровского) в 1931 году передан пионерам. В 1936 г.пионерский клуб был переименован в «Дом пионеров и школьников», который стал центром методической и массовой работы пионерии Коврова. Название учреждения в период с 1991 г. по 2013 г. неоднократно менялось. С 27.11.2013 г. учреждение носит название Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» (далее ДДТ).

ДДТ расположен в старом центре города, в историческом здании, которое является памятником архитектуры и градостроительства регионального значения. В ближайшем окружение расположены объекты, наличие которых служит положительным фактором для работы учреждения, взаимодействия в образовательных и культурных целях: общеобразовательные учреждения (гимназия № 1 им. А.Н. Барсукова, ООШ № 2, СОШ № 4), краеведческий музей, парк им. Пушкина, парк Эксковаторостроителей, библиотека, бульвар с зоной отдыха. Близость остановок городского общественного транспорта обеспечивает доступность ДДТ обучающимся города.

Имеется негативный фактор: расположение здания ДДТ в непосредственной близости от проезжей части и отсутствие ограждения по фасаду создает угрозу безопасности.

В целом ДДТ имеет очень выгодное местоположение вблизи социально значимых и культурных объектов г. Коврова, являясь значимой частью исторического центра муниципалитета.

Целью деятельности Дома детского творчества является реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Образовательная деятельность в МБОУ ДО ДДТ по дополнительным общеобразовательным программам направлена на:

—                   формирование и развитие творческих способностей учащихся;

—                   удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

—                   формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

—                   обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно- патриотического, трудового воспитания учащихся;

—                   выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

—                   профессиональную ориентацию учащихся;

—                   создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

—                   социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

—                   формирование общей культуры учащихся;

—                   удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Для достижения целей в ДДТ существует многообразие видов содержательной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка: учебная, досуговая, игровая, оздоровительная, творческая, интеллектуальная, социальная, спортивная, занятие музыкой, вокалом, хореографией, рукоделием, творческим трудом. ДДТ традиционно проявляет социальную активность, участвуя в реализации программ:

  • «Патриотическое воспитание граждан г. Коврова»;
  • «Одаренные дети»;
  • «Работа с детьми из семей, находящихся в СОП»;
  • «Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС 1 и 2 ступеней»;
  • «Работа с детьми, имеющими проблемы со здоровьем»;
  • «Образовательный туризм»;
  • «Развитие ремесел и промыслов, народных традиций и обрядов»;
  • «Детское общественное движение» (КАДО «Товарищ»);
  • «Оздоровление и отдых детей в каникулярный период»;
  • «Организация досуговой деятельности».

ДДТ реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. ДДТ реализует дополнительные общеобразовательные программы по следующим направленностям: техническая; физкультурно-спортивная; естественнонаучная; художественная; туристко-краеведческая; социально-педагогическая.

Обучение в МБОУ ДО ДДТ осуществляется в очной, дистанционной форме, а также в форме сетевого взаимодействия.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и учрежденной ДДТ. Нормативные сроки освоения рабочих программ объединений определяются учреждением самостоятельно в соответствии с действующей лицензией.

Содержание образовательной деятельности МБОУ ДО ДДТ определяется с учетом запросов детей, потребностей семьи, других образовательных организаций.

Объединения по интересам посещают 1335 обучающихся за счет средств местного бюджета и 300 детей в возрасте от 2 лет и 4 взрослых за счет средств от приносящей доход деятельности.

ДДТ — многопрофильное учреждение. Основное направление деятельности художественное (71 группа, 918 обучающихся). Туристско-краеведческое (3 группы, 34 обучающихся), физкультурно-спортивное (22 группы, 296 обучающихся), эколого-биологическое (2группы, 31 обучающихся), социально-педагогическое (10 групп, 56 обучающихся). Итого: 108 групп, 1335 обучающихся.

Организована внеурочная деятельность в ДДТ в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Обучающиеся активно участвуют в городских, областных, российских, международных конкурсах, соревнованиях, фестивалях.

Активность участия воспитанников учреждений дополнительного образования в мероприятиях различного уровня:

Количество воспитанников % от 1335 чел.
Участие воспитанников в конкурсах, выставках, соревнованиях различных уровней:
международный 225 16,9
федеральный 12 0,9
межрегиональный 357 26,7
региональный 139 10,4
муниципальный 451 33,9
Подготовка победителей и призеров конкурсов, выставок, соревнований различных уровней:
международный 139 10,4
федеральный 7 0,5
межрегиональный 89 6,7
региональный 45 3,4
муниципальный 199 14,9

Объединения Дома детского творчества ежегодно принимают участие в выставках, конкурсах и соревнованиях различных уровней.

В 2015 учебном году 746 обучающихся активно участвовали в конкурсах и соревнованиях различных уровней. По сравнению с предыдущим учебным годом количество участников увеличилось на 9,2 %. Это возможно объяснить активной позицией педагогов, родителей, детей, а также введением в функциональные обязанности педагога-организатора функций по отслеживанию результативности и развитию конкурсного движения. Необходимо отметить, что большинство конкурсов и фестивалей организуются на платной основе (орг.взнос в диапазоне от 800 до 2500 руб. за выступление в одной номинации), а так же дополнительные транспортные расходы делают участие в конкурсах дорогим удовольствием. Однако, большинство родителей по собственной инициативе охотно финансируют участие детей в конкурсах.

Вошли в число лучших и добились успеха 479 обучающихся (36% от общего количества воспитанников ДДТ).

ДДТ имеет необходимые материально-технические условия для организации образовательной деятельности в соответствии с лицензией и Программой деятельности. Стоит отметить творческий подход к оформлению кабинетов и фойе учреждения, каждый из которых имеет свое лицо.

В образовательном процессе используются технические средства обучения: мультимедийная техника, дидактические материалы, развивающие игры и прочее.

Установлен интернет, электронная почта, создан персональный сайт ДДТ, установлена локальная сеть.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по деятельности Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Коврова:

  1. МБОУ ДОД ДДТ является стабильно функционирующим учреждением дополнительного образования детей.
  2. Содержание программ дополнительного образования комплексное, разно-уровневое учитывает психолого-физические особенности детей разных возрастных групп.
  3. В коллективе ДДТ благоприятный микроклимат, сформировался стабильный педагогический коллектив, сложилась система управления образовательным процессом учреждения.

 

 

Список литературы

Буйлова Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138-141.

Ясвин В.А.  Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с. 235-239с

Просмотров: 238